Алиса Алексеева предлагает Вам запомнить сайт «Занимательная болтология»
Вы хотите запомнить сайт «Занимательная болтология»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Субъективно об объективном

Картины про несчастных невест в русском искусстве

развернуть

Свадьба -- один из самых праздничных дней в жизни женщины. Но только не в русской живописи!

Художники XIX века постоянно использовали тему женитьбы для создания полотен весьма трагических, бичующих всевозможные социальные пороки Российской империи. Даже если не брать картины, посвященные суровой судьбе крестьянской женщины и посмотреть лишь произведения про более обеспеченные социальные слои -- купечество, мещанство и дворянство, все равно получается печальненько.


Особенно усердствовали на эту тему передвижники, но общего настроения не избежали и другие художники-жанристы.
Итак, окунемся в бездны слез!

Картины про несчастных невест в русском искусстве



Конечно,
«НЕРАВНЫЙ БРАК» ВАСИЛИЯ ПУКИРЕВА

И также его «ПРЕРВАННОЕ ВЕНЧАНИЕ»

Самая знаменитая картина на эту тему написана Пукиревым.
Славе полотна способствовали и художественные достоинства, и слухи, что художник запечатлел в работе собственную сердечную трагедию. Правда ли это — исследователи спорят до сих пор.


Картины про несчастных невест в русском искусстве

Полтора десятилетия спустя мастер, так и оставшийся в истории искусства «художником одной картины», вернулся к теме в работе «Прерванное венчание». На вопрос о причине остановки этой свадьбы отвечает второе название картины — «Двоеженец».

Картины про несчастных невест в русском искусстве

А еще
«ПРЕРВАННОЕ ОБРУЧЕНИЕ»
АДРИАНА ВОЛКОВА

В картинах передвижников и других русских реалистов второй половины XIX века часто можно встретить сцены из купеческой жизни, которую тогда же начинают активно высмеивать на театральной сцене, в особенности Островский. На этой изображен жених купеческой дочки, помолвка которого срывается из-за появления прежней возлюбленной с младенцем на руках. Скандал!

Картины про несчастных невест в русском искусстве

По эскизу видно, что замысел был смелее: там дочка в белоснежном платье, то есть срывалась не помолвка, а само венчание.

Картины про несчастных невест в русском искусстве

«К ВЕНЦУ (ПРОЩАНИЕ)» И «ВЫБОР ПРИДАНОГО»
ВЛАДИМИРА МАКОВСКОГО

Известный художник-жанрист Владимир Маковский сравнения с Пукиревым не боялся: он писал свои свадебные картины 40 лет спустя. Но современный зритель и не заметит особой разницы в стиле их живописи. А подсказка прямо перед глазами — фасон свадебного платья. Хотя основной набор атрибутов неизменен — фата, венок из флердоранжа, белая ткань, но модный силуэт заметно поменялся. На картине Пукирева, написанной в 1862 году, — у невесты большой громоздкий кринолин; с таким из-под венца не убежишь. А вот у невест 1890-х юбка значительно сужена и выглядит намного более удобной. Любопытно, что невесты XXI века все-таки предпочитают фасон полуторавековой давности, с кринолинами.

На первой из картин изображен трогательный старик, прощающийся с дочерью-невестой. Оба с такими лицами, как будто свадьба — это что-то плохое.
В пандан ей можно привести картину Сергея Грибкова "Перед свадьбой" (1872) года: тут уже страдающая мать.


Картины про несчастных невест в русском искусствеКартины про несчастных невест в русском искусстве

На второй картине Маковского — невеста, замершая будто агнец перед закланием, ей подбирают приданое и, конечно, эта ситуация для нее невероятно оскорбительна!
Как вы понимаете, писать про счастливых невест в ту эпоху было совершенно не комильфо.


Картины про несчастных невест в русском искусстве

Брак рассматривался как сделка, а невеста -- как живой товар, с приятным багажом, что подтверждает еще одна обличительная картина, на сей раз Пукирева, "Прием приданого в купеческой семье по росписи" (1873).

Картины про несчастных невест в русском искусстве

На полотне Николая Неврева "Смотрины" (1888) тоже особой радости у девушки при встрече с потенциальным женихом не заметно.

Картины про несчастных невест в русском искусстве

«ПЕРЕД ВЕНЦОМ» И «ПОСЛЕ ВЕНЧАНИЯ»
ФИРСА ЖУРАВЛЕВА

Картина Журавлева «Перед венцом» за которую он получил звание академика, пользовалась такой популярностью, что он позже написал ее второй вариант. В первом, из Русского музея, полно свидетелей, причем костюмами и атрибутами явно подчеркивается: семья купеческая, то есть можно и посмеяться над ними.

Картины про несчастных невест в русском искусстве

Второй вариант, из Третьяковской галереи, более лаконичен и трагичен: тут разговор идет только между отцом и дочерью.
Картину, пытаясь угадать предысторию, называли и «Благословение невесты», и «Брак по приказу»…


Картины про несчастных невест в русском искусстве

В более позднем его полотне, «После венчания», и интерьер изящный, аристократический, и отец-дворянин (у него нет бороды, и на шее не круглая медаль, а крест). А невеста все равно рыдает. Впрочем, может, это жених? Не волнуйся, милая, он скоро помрет!

Картины про несчастных невест в русском искусстве

В сравнении с этими картинами произведения Федотова -- прямо отрада для сердца, хоть для каких-то женщин сватовство и свадьба были в радость! Хоть они и изображают томление и пугливость.

Картины про несчастных невест в русском искусстве Картины про несчастных невест в русском искусстве

«В ОЖИДАНИИ ШАФЕРА»
ИЛЛАРИОНА ПРЯНИШНИКОВА

Однако похвалить русских художников за оригинальность трагической темы нельзя: ровно в те же годы по всей Европе все подряд пишут полотна про несчастливых невест. В викторианскую эру, когда стал господствовать капитал и развелось много богатых стариков, тема неравных браков стала весьма актуальной. Кроме того, плачущие девушки в белом просто эффектно смотрятся!

Названия иностранных картин говорят за себя: «Пока смерть не разлучит нас» (Эдмунд Блэр Лейтон), «Несчастная невеста» (Огюст Толмуш), «Первая слеза» (Норберт Гёнётт), «Отвергнутая невеста» (Эдуард Свобода) и так далее…






Полотно Прянишникова «В ожидании шафера» из этой традиции бытописательства c подразумеванием какой-то скрытой драмы не выбивается. Но зато тут русский антураж: шубы, самовар, иконы.

Картины про несчастных невест в русском искусстве

«СВАДЬБА В ТЮРЬМЕ»
НИКОЛАЯ МАТВЕЕВА

Впрочем, одним русское искусство отличалось от европейского: живописцы были прогрессивными и либерально относились к многочисленным арестантам. Ведь это были политзаключенные — боровшиеся с режимом революционеры и террористы, герои и подвижники, как считало интеллигентное общество той поры. Отсюда такие доброжелательные тюремные картины, как «Не ждали» и «Отказ от исповеди» Репина, «Всюду жизнь» Ярошенко, «По этапу» Владимира Маковского и т. д.

Поэтому неудивительно появление картины про венчание заключенного. Невеста, увы, не в белом, и брачная ночь вряд ли будет, но зато теперь ей намного легче будет получать разрешение на визит.


Картины про несчастных невест в русском искусстве


Источник →

Ключевые слова: картины, невеста, свадьба
Опубликовала Анастасия И. , 20.09.2017 в 19:19

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Мира Третьякова
Мира Третьякова 21 сентября, в 07:59 Классика! Текст скрыт развернуть
0
valiantsina Aliashkevich
valiantsina Aliashkevich 21 сентября, в 08:39 Любую из этих картин можно смотреть часами. Текст скрыт развернуть
4
георгий Настенко
георгий Настенко 21 сентября, в 11:57 Пукирев вроде бы написал иллюстрацию к эпизоду собственной биографии, но самом деле сильно исказил произошедшее. Жених был не так уж намного старше невесты, он был героем войны. Новобрачные потом прожили долгую счастливую жизнь, имели много детей Текст скрыт развернуть
2
LIJA кузнецова
LIJA кузнецова георгий Настенко 21 сентября, в 12:26 Спасибо за хорошие дополнение... Текст скрыт развернуть
0
георгий Настенко
георгий Настенко LIJA кузнецова 21 сентября, в 12:41 а позировал за жениха князь Цицианов, пра-прадедушка моего друга. Причем, позировал бесплатно. Прототип жениха был намного моложе, так что тот вариант социальной нагрузки не имел бы Текст скрыт развернуть
0
LIJA кузнецова
LIJA кузнецова георгий Настенко 21 сентября, в 17:16 Ещё раз ...СПАСИБО. Текст скрыт развернуть
0
Мила Мила
Мила Мила 21 сентября, в 12:44 Положение женщин в царском обществе было незавидное и они были предметом торговли . Мужики и сегодня не стесняются наживаться на женщинах-продают во все сми фотки обнаженных,пристраиваются сутенерами при проститутках,поддерживают бизнес проституток,а старые мужики откровенно и не стесняясь платят за невест детского возраста! А уж про педофилов и не надо рассказывать-и это тоже мужики. МЕРЗОТА,а не общество!!!
Ну а художники отразили реальное положение дел.!
Текст скрыт развернуть
0
Сергей Коваль
Сергей Коваль 21 сентября, в 15:59 Как то читал песни славян, тех же сербов. Так там крестьяне были, века так 15-17 и совсем нерадостно. За столом пели такую песенку, что в доме матушки у невесты полное лукошко, а вот "свекровь-жадюга, крошки хлеба прячет!" Представили картину маслом, сидит невеста, сидит жених, рядом мама жениха и гости выпевают, про свекровь-жадюгу. Дальше еще круче: "бей, пусть лопнет кожа, то жена твоя!" И далее в том же духе. Как невесты не сигали в реку с перепугу - непонятно. Впрочем, может это был юмор такой, народный? Текст скрыт развернуть
1
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 8
Запомнить

Сейчас онлайн

  • Валентина Федорова
  • Антон Борисов
  • Олег Паранин
  • Леонид Побережный
  • евгений фингерут
  • Максим Барбашин
  • Александр Торопцев
  • Мухадин Аджиев
  • Зиля Ишмухаметова
  • ANDREY KOSTYUK
  • Сергей Скрипник
  • Виктор Мильков
  • Виктор Галухин
  • Сергей Черепахин
  • Eлена Панкратова
Читать

Поиск по блогу

Последние комментарии

Наталья Никифорова (Григорьева)
Галина Иванова
Татьяна Бирюкова (Терешко)
Татьяна Бирюкова (Терешко)
Татьяна Трофимова
Олег Едаменко
Евгений ЧЁ
Евгений ЧЁ
Миловидова Зоя Всеволодовна
Елена Крученицкая