Алиса Алексеева предлагает Вам запомнить сайт «Занимательная болтология»
Вы хотите запомнить сайт «Занимательная болтология»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Субъективно об объективном

Выставка «Красавец-мужчина. Русский модник середины XVIII – начала XX века»

развернуть

Чуть больше двух недель осталось до завершения выставки «Красавец-мужчина. Русский модник середины XVIII – начала XX века» в Государственном Историческом музее. Вы ещё можете успеть посетить её и убедиться, что мужская мода, это целая история, включающая в себя не только строгие чёрные пиджаки, но и цветные, вышитые цветами камзолы, отделанные драгоценными металлами и камнями пуговицы и пряжки, великолепные украшения, шелковые платки и другие прекрасные мелочи.

Выставка «Красавец-мужчина. Русский модник середины XVIII – начала XX века»
Кафтан и камзол. Европа. 1770-е годы.


Участники выставки: Государственный музей А.С. Пушкина, Государственная публичная историческая библиотека России, Российская государственная библиотека, Фонд Александра Васильева (Вильнюс). Когда ещё удастся увидеть такую подборку экспонатов?
Выставка погружает вас в мир моды начиная с середины XVIII века, когда Пётр I, указом от 4 января 1700 года повелел всем придворным мужского пола носить так называемые венгерские кафтаны. Позже этот указ распространился на более широкие слои населения и довольно скоро, несмотря на некоторое сопротивление, в России переняли европейскую моду. А где мода, там и щегольство. И вот уже мужчины облачены в прекрасные костюмы, самых невероятных цветов. Именно в XVIII была разработана сложная палитра пастельных оттенков. Именно из того времени пришли к нам такие изумительные названия, как "цвет потерянного времени", "цвет бедра испуганной нимфы", "голубиное горло" или "розовый дождь".

Выставка «Красавец-мужчина. Русский модник середины XVIII – начала XX века»
Кафтан. Италия. 1760-1775 гг.

Выставка «Красавец-мужчина. Русский модник середины XVIII – начала XX века»
Кафтан. Италия. 1760-1775 гг.



Кафтаны шили из дорогих тканей, полы, края бортов и разрезов, клапаны карманов, обшлага рукавов обильно украшались вышивкой шелковыми и металлическими (золотыми и серебряными) нитями, а также пайетками, стеклярусом, стразами, драгоценными камнями и множеством пуговиц. Пуговицы были важной принадлежностью именно мужского гардероба. Их количество в наряде щёголя зависело от веяний моды, вкуса владельца и могло достигать 100 штук!

Выставка «Красавец-мужчина. Русский модник середины XVIII – начала XX века»
Пуговицы с изображением сцен из "Истории Абеляра и Элоизы". Франция. 1780-е гг.(?)
Диаметр 3,3. слоновая кость, металлический сплав, стекло, акварель, гуашь.


Выставка «Красавец-мужчина. Русский модник середины XVIII – начала XX века»
Пуговицы с изображением сцен из "Истории Абеляра и Элоизы". Франция. 1780-е гг.(?)
Диаметр 3,3. слоновая кость, металлический сплав, стекло, акварель, гуашь.


Кафтан не застёгивался на пуговицы (чтобы под ним был виден не менее нарядный камзол), а значит, большая их часть выполняла лишь декоративную функцию. Они прикреплялись вдоль бортов, пришивались на обшлага и карманы, места сборок боковых складок. Пуговицы делали из металла, фарфора, слоновой кости, покрывали эмалью, обтягивали тканью и украшали вышивкой.

Выставка «Красавец-мужчина. Русский модник середины XVIII – начала XX века»
Пуговицы с видами Парижа. Франция. 1770-1780-е гг.
Диаметр 3,7; медь, латунь; серебрение; бумага; офорт, акватинта; жесть, стекло.


Выставка «Красавец-мужчина. Русский модник середины XVIII – начала XX века»
Пуговицы с видами Парижа. Франция. 1770-1780-е гг.
Диаметр 3,7; медь, латунь; серебрение; бумага; офорт, акватинта; жесть, стекло.


Особо роскошные пуговицы декорировали драгоценными камнями. Так, в описи имущества князя А.Д. Меншикова числилось "55 пуговиц кафтанных алмазных в серебре" и "78 пуговиц камзольных алмазных в серебре".

Выставка «Красавец-мужчина. Русский модник середины XVIII – начала XX века»
Портрет князя А.Б. Куракина. Ж.Л. Вуаль.
Россия. 1790-е г. Холст, масло.


Роскошь мужского костюма того времени демонстрируют и великолепные портреты, позволяющие увидеть ничуть не меньше интересных деталей, чем сохранившиеся до нашего времени вещи. Вглядитесь, мы видим не только богато расшитую ткань и шикарные пуговицы, но и тонкое кружево жабо, которое могло быть украшено изящной булавкой. Из подобного кружева могли быть и манжеты, скреплявшиеся запонками или манжетными пуговицами. Продумана была каждая деталь костюма, от шейного платка, до башмаков со съёмными пряжками, сделанными, порой, из серебра или золота.

Выставка «Красавец-мужчина. Русский модник середины XVIII – начала XX века»
Перстень. Россия. Вторая половина XVIII в.
Золото, серебро, бриллианты, аметист, эмаль; литьё.


Не менее важным и обязательным элементом костюма модника были ювелирные украшения: булавки, запонки, медальоны, кольца. Многие предпочитали перстни в форме цветка-кластера - с крупным драгоценным камнем в окружении бриллиантов. Камни вставлялись в закрытые оправы, часто с подложкой из фольги, усиливавшей цвет минерала и придававшей дополнительное мягкое мерцание при свете свечей.

Выставка «Красавец-мужчина. Русский модник середины XVIII – начала XX века»
Набалдашник трости - несессер с различными принадлежностями (ножичком, вилочкой, штопором, пером, щипчиками и пр.)
Западная Европа. Вторая половина-конец XVIII века.


Наряду с ювелирными украшениями весьма популярен был такой аксессуар как трость. В XVIII веке трость играла исключительно репрезентативную роль и, как считалось, помогала придать походке большую грациозность. Трости изготавливали из тростника, камыша, бамбука и ценных пород дерева. Набалдашники подчас представляли собой подлинные произведения ювелирного искусства. Нередко в трость монтировался "секрет" - часы, компас, подзорная трубка, маникюрные принадлежности и даже музыкальный механизм.

Выставка «Красавец-мужчина. Русский модник середины XVIII – начала XX века»
Шатлен с несессером и двумя ароматниками.
Европа. 1760-е гг. Металлический сплав; чеканка, гравирование.


Быт галантного человека XVIII века был наполнен массой безделушек, служивших единственно для удобства и развлечения. Например, к шатлену, который носился на поясе, можно было прикрепить часы, ключ для их завода, перчатки, медальон, ароматники и брелоки.

Выставка «Красавец-мужчина. Русский модник середины XVIII – начала XX века»
Табакерка. Европа. Середина XVIII века.
Эмаль, медный сплав; роспись, золочение.


Выставка «Красавец-мужчина. Русский модник середины XVIII – начала XX века»
Табакерка с "обманкой". Германия. Середина XVIII века.
Эмаль, медный сплав; роспись, золочение.


Ещё одной милой безделушкой были табакерки. Они могли быть карманные, настольные, фантазийные, в виде предметов или животных, а также с "обманкой" - потайной крышечкой с изображёнными на ней эротическими сценами.

"Прежде чем понюхать табак, табакерку медленно вынимали из кармана, долго держали на ладони, словно невзначай забыв о неё во время разговора,затем неторопливо раскрывали, показывая на внутренней стороне крышки тонко выполненную миниатюру и, взяв щепотку нюхательного табака, оставляли её открытой в руке и, затянувшись раза два, как бы нехотя убирали в карман". Н.М. Тарабукин "Очерки по истории костюма".

XVIII век, это время, когда мужской костюм был не менее, а подчас и более богат, декоративен и красочен, чем женский. Однако роскошь наряда (как и применение косметики) являлась не гендерным, а сословным показателем. Она символизировала принадлежность к привилегированному сословию и указывала на могущество и власть своего владельца. Представление, что мужской костюм должен быть сдержан, а женском позволительна насыщенность декоративными элементами, сформировалось позже. Но давайте заглянем в тот период, когда мужская мода начала становится более сдержанной. Он тоже богато представлен на данной выставке.

Выставка «Красавец-мужчина. Русский модник середины XVIII – начала XX века»
Портрет Н. Бегечева. К.Ф. Пачке.
Польша. Около 1830 г. Кость, акварель, гуашь.


Впрочем, сдержанность вовсе не значит не модность. Данный период можно охарактеризовать одним ёмким словом, характеризующим новый тип щегольства - дендизм. После революционных потрясений 1789 года во Франции первенство в области моды перешло к Англии, которая, находясь в оппозиции к французской моде, всегда тяготела к сдержанности. Сменивший эпоху Просвещения на рубеже XVIII-XIX вв. романтизм был близок к эстетике дендизма и способствовал его распространению в других европейских странах. Вслед за остальной Европой к 1810-м гг. дендизм проник в Россию. Но попав на русскую почву он приобрёл существенные отличия, продиктованные национальными особенностями культуры. Регламентация одежды приобрела более жёсткий характер, чем в европейских странах. А с началом правления Николая I достигла апогея: для появления в общественных местах форменная одежда была необходима не только военным, но также придворным и гражданским чинам.

Выставка «Красавец-мужчина. Русский модник середины XVIII – начала XX века»
Фрагмент. Портрет Ю.Ф. Самарина. В.А. Тропинин.
Россия. 1844 г. Холст, масло.


Тем не менее европейской моде старались следовать многие молодые люди из дворянских семей, а некоторые из них, особенно интеллектуальная элита - А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, князь П.А. Вяземский и др., - обладали чертами истинных денди.

Отныне главенствовал новый идеал мужской фигуры: стройная и подтянутая, словно у античного героя, с широкими плечами, плоским животом и сильными ногами. На смену формирующим грушевидный силуэт кафтану и камзолу пришли фрак и жилет. Одежда становилась всё темнее, и цветовое решение было фактически сведено к ахроматическим тонам - доминирующему чёрному и оттеняющему его белому. Именно XIX столетие характеризовалось жёсткими гендерными оппозициями "мужское-женское", что и привело к таким разграничениям, как "тёмное-светлое", "сдержанное-яркое", "лаконичное-обильно декорированное".

Выставка «Красавец-мужчина. Русский модник середины XVIII – начала XX века»
Фрагмент. Приложение к изданию "Описание и рисунки сорока фасонов повязывать галстух..."
Россия, Москва. 1829 г.


Самыми значительными элементами мужского костюма стали шейный платок и галстук. Существовало два типа галстуков. Один представлял собой сложенный кусок материи, который обхватывал шею сзади и разнообразными способами завязывался спереди. Чтобы такой галстук лучше сидел, к его концам крепилась тесьма, которая пропускалась под мышками, перекрещивалась на спине, после чего соединялась на груди и пришпиливалась. Как видите, всё было не так уж просто.У другого, так называемого готового, галстука концы фиксировались сзади с помощью пряжек или крючков, спереди же он имел вид жёсткой накрахмаленной широкой полоски ткани. Для готового галстука предусматривался подгалстучник из китового уса, обшитого сверху кожей, из проволоки или более дешёвый - из щетины дикого кабана. Истинные модники предпочитали первый тип и старались не использовать готовый галстук - по их мнению, он свидетельствовал о недостатке вкуса и мастерства.

Выставка «Красавец-мужчина. Русский модник середины XVIII – начала XX века»
Жилет. Франция. 1830-е гг. Шёлковая ткань.


Фрак должен был иметь безукоризненный покрой, максимально подчёркивающий достоинства и скрывающий недостатки фигуры. Посредством подбивок между тканью и подкладкой, имитировавших здоровую мускулатуру, выточек и швов, повторявших и, где необходимо, утрировавших изгибы тела, "конструировали" силуэт, соответствовавший новым представлениям о совершенстве.

В формировании идеального силуэта участвовал и жилет: достаточно плотный, со шнуровкой на спине, он стягивал фигуру модника. Жилет не только придавал статность осанке, но и являлся важным цветовым акцентом - чуть ли не единственным ярким и декоративным элементом костюма. Иногда под жилет надевалось несколько оттеняющих его поджилетников.

Выставка «Красавец-мужчина. Русский модник середины XVIII – начала XX века»
Трубка зрительная. Франция. Начало XIX в.
Медный сплав, черепаха, оптическое стекло; пике, дубле.


Выставка «Красавец-мужчина. Русский модник середины XVIII – начала XX века»
Флакон со зрительной трубкой. Франция. Начало XIX в.
Медь, стекло, оптическое стекло; накладное золочение (дубле), штамп, пресс, монтирование.

И всё же никуда не делись мелкие аксессуары, которые могли порадовать своего владельца. Сохранялось увлечение зрительными трубками и лорнетами, главная ценность которых состояла в высоком качестве оптики, а не в декоре, который в соответствии с новыми вкусами был лаконичен. Огромная роль придавалась и часам, однако и здесь подчёркивалась не столько декоративная, сколько функциональная роль.
Выставка «Красавец-мужчина. Русский модник середины XVIII – начала XX века»
Мыло с гелиотропом.
Франция. Париж. 1900-е гг.


Выставка «Красавец-мужчина. Русский модник середины XVIII – начала XX века»
Набор сменных лезвий для безопасной бритвы в картонной упаковке.
США. Начало XX в. Фирма "Gillette".

В начале XIX века произошли кардинальные перемены в области гигиены. Если раньше считалось, что принимать ванну безопасно только исключительно здоровым людям и практиковалась "сухая чистка", то сейчас модники стремились следовать примеру английских денди, которые каждый день проводили в ванне по несколько часов. Брились модники каждое утро, некоторые даже два раза в день, чтобы кожа была идеально гладкой. Руки аристократа должны были отличаться белизной и мягкостью кожи, а также хорошими, ухоженными ногтями, для чего ежедневно втирали кремы и делали маникюр. Кроме того, периодически использовали питательные маски.
Выставка «Красавец-мужчина. Русский модник середины XVIII – начала XX века»
Портрет купца В.И. Солдатенкова. Н.П. Богданов-Бельский.
Россия, Москва. 1898 г. Холст, масло.


Первые два десятилетия XX века можно назвать одним из самых ярких периодов в истории щегольства в России. Либеральные реформы, научные открытия, достижения технического прогресса механизация производства привели к нивелированию сословных различий в костюме. Изобретение швейной машинки способствовало развитию индустрии готового платья - одежды, которую благодаря стандартным размерам можно было приобретать без примерок и подгонок. В ювелирном искусстве наблюдались аналогичные процессы: изготовление украшений и аксессуаров механизировалось, для выпуска недорогих изделий широко применялись штамп и гальваника. Модная одежда, аксессуары и косметика перестали быть достоянием только дворян и оказались доступны для средних слоёв городского население - купцов, разночинцев, мещан. Разница состояла лишь в качестве одежды и манере её носить и напрямую зависела от достатка, а также воспитания и образования.

Выставка «Красавец-мужчина. Русский модник середины XVIII – начала XX века»
Канотье. Бельгия. 1910-е гг. Соломка; отделка репсовой лентой.
Труба зрительная. Англия, Лондон. Начало XX в. Латунь, оптическое стекло, кожа; серебрение,
гравировка.


Как и прежде костюм строился на принципе строгой простоты и изяществе линий и должен был подчёркивать красоту мужской фигуры. По прежнему оставался обязательным атрибутом головной убор. И если для того, чтобы подчеркнуть свою элегантность в официальной обстановке носили цилиндр, то для загородных поездок идеально подходило соломенное канотье.

Выставка «Красавец-мужчина. Русский модник середины XVIII – начала XX века»
Комплект запонок. Европа. 1900-1910-е гг.
Металл, стекло; литьё.
Выставка «Красавец-мужчина. Русский модник середины XVIII – начала XX века»
Булавка-штанга для воротника. Западная Европа. Начало XX века.
Медный сплав; золочение.


Отдельное внимание хочется уделить тем милым мелочам, которые, не смотря ни на что, остались в мужском мире моды. Большое внимание уделялось булавкам для галстука или булавкам для воротника. Такие булавки могли быть украшены драгоценными или поделочными камнями. Их важно было уметь правильно подобрать по цвету. В издании по этикету можно было прочитать такой совет: "Старайтесь избегать всего, что может быть названо аллитерацией цветов; так, например, бирюзовая булавка на лиловом галстуке немыслима. Вообще всегда нужно избирать гармонирующие цвета как в отношении цвета камня булавки к цвету галстуха, так и относительно смешения и контраста цветов жилета и галстухов. Если в вашей булавке вставлена бирюза, то галстух должен быть коричневый, при коралловой булавке следует надевать - чёрный или тёмно-синий; если в булавке камень жёлтого цвета, то галстух нужно иметь чёрный. Рубин идёт к оттенкам серого цвета".

Выставка «Красавец-мужчина. Русский модник середины XVIII – начала XX века»
Запонки для манжет. Западная Европа (?). Конец XIX - начало XX в.
Металлический сплав, гранаты; серебрение.


Выставка «Красавец-мужчина. Русский модник середины XVIII – начала XX века»
Запонки с изображением французского бульдога. Западная Европа (?). Начало XX века.
Медный сплав, мастика; роспись, серебрение.


Благодаря появлению жёстких манжет чрезвычайно востребованными стали запонки. Их носили как с вечерней, тик и с дневной и даже спортивной одеждой, разница заключалась в выборе материала, цветовой гаммы и декора. Строгость вечернего туалета диктовала лаконичные формы и сдержанные оттенки; предпочтение отдавалось жемчугу и таким камням, как бриллиант, бледный сапфир, топаз, опал. В дневном и спортивном костюмах допускались более яркие камни и фантазийный декор. Излюбленными мотивами стали женские головки, цветы, насекомые, животные, а также сюжеты, связанные со спортивной тематикой.Нередко изображения на запонках отражали увлечения владельца и указывали на его статус.

Увы, невозможно всё рассказать в одной статье. Да и в нескольких не получится. Стоит дойти и самостоятельно всё увидеть. Проследить историю изменения моды, полюбоваться изумительной красотой, увидеть, как же красива была мужская мода в разные времена. Времени осталось не так много, но оно у вас ещё есть.

Выставка продлится до 28 июля 2017 года.

Адрес: Выставочный комплекс Исторического музея. Площадь революции, д. 2/3.
Режим работы: понедельник - воскресенье с 10:00 до 18:00; пятница и суббота с 10:00 до 21:00. Кассы закрываются за 1 час до окончания работы музея
Вторник - выходной день.
Цена билета: 300 рублей. Есть льготы. Подробности тут.


Источник →

Опубликовал Антон Антонов , 16.07.2017 в 01:48

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Елена Ульянова
Елена Ульянова 17 июля, в 23:05 как интересно! может и до Самары выставка доберется? Текст скрыт развернуть
0
Антон Антонов
Антон Антонов Елена Ульянова 19 июля, в 17:16 Елена, на сайте-медиапортале государственного Исторического музея
https://mediashm.ru/?p=9921
собраны все видеорепортажи тех телеканалов, что уделили ей внимание в своих новостных выпусках.
Большое количество подробностей об этой выставке в примерно часовом интервью под общим названием "Народы и Традиции. Красавец мужчина. Мужская мода 18-начала 20 века" Натальи Виноградовой, Научного сотрудника отдела металла Исторического музея, автора концепции и куратора выставки:

Что касается возможных ее появлениях в других городах - сложно сказать. Как я понял, это первый опыт создания подобной тематической экспозиции даже для Исторического музея.
Текст скрыт развернуть
1
Елена Ульянова
Елена Ульянова Антон Антонов 19 июля, в 19:45 посмотрела с огромным интересом, спасибо! Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 3
Запомнить

Сейчас онлайн

  • vittom-v@mail.ru
  • Фёдор Шрейдер
  • Галина Пустовая
  • Станислав Санов
  • Галина Мацапура
  • Николай
  • Александр Волков
  • виктор пипченко
  • Елена к
  • Natalia
  • Александр Гусев
  • Виталий Грузер
  • Анатолий Курочкин
  • Азимджан Алиев
  • Алексей Федотов
Читать

Поиск по блогу

Последние комментарии